Дата: |
урок 21 | ||
Тема урока: |
Г.Троепольский.Белый Бим Черное ухо (отрывок из повести) | ||
Общие цели:
|
Воспитывать в детях любовь к природе, к «братьям нашим меньшим» . Подвести ребят к мысли об ответственности каждого из нас за то. Что происходит вокруг. Развивать художественный вкус детей | ||
Результат обучения: |
Ученики научатся работать с текстом, анализировать стихотворение. развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа, развивать читательские умения при различных видах работы с текстом: | ||
Ключевые идеи
|
Любовь к природе, бережное отношение к природе. | ||
Методы обучения:
|
Работа в парах, групповая работа | ||
Этапы работы
|
Деятельность учителя |
Деятельность учеников | |
Организационный момент
|
Приветствие. Деление на группы.«Круг радости» Учител предлагает взяться за руки и хором произнести строчки стихотворения Н.Бромлей.
|
Дети делятся на группы и желают соседу справа и слева пожелания и садятся по группам. | |
Проверка домашнего задания, актуализация знаний учащихся |
пересказать рассказ «Золотой луг», стр. 116-118 |
Ученики пересказывают текст. Ученики преодолевают языковой барьер через формирование лидерских качеств. | |
Постановка цели урока
|
Проблемный вопрос: .Портрет Г.Троепольского. 2.Рисунок, на котором изображен Бим. 3. «Когда собаки теряют надежду,они умирают… собаки умирают молча» (Г.Троепольский.) 4. Приглашение к размышлению: А)Всегда ли человек имеет право называться человеком? Б)Кого в повести можно назвать этим гордым именем? В)Каков я? Добр или жесток? Г) Если бы со мною рядом был Бим, сберег бы я его? 5.Повесть- небольшое по объему эпическое размышление, в котором события воссоздаются достаточно подробно. Мы знаем немало других подобных подвигов. Памятника собакам, трудившимся на войне, пока нет. Ими спасены сотни тысяч человек. И всегда, в любых ситуациях, собака оставалась самым верным другом человека. А всегда ли бывает верным, преданным человек четвероногому другу? Ответ на этот вопрос мы найдем, обратившись к повести. Внимательно вслушивайтесь в ответы товарищей, смелее высказывайте свою точку зрения. Надеюсь, что мне придется только обобщить ваши мысли и замечания. 1)Вы прочитали первые главы повести. Что вы почувствовали? 2)Понравился ли вам Бим до того, как вы узнали трагическую историю? 3)Прочитайте отрывок о детстве Бима. 4)Как, по-вашему, красив ли Бим? Что необычного в его внешности? Прочитайте об этом. 5)Каким мы видим Бима в 2 года? Оправдал ли он надежды хозяина? 6)Почему собака стала обладательницей таких качеств? Благодаря кому? 7)Расскажите о хозяине Бима и его методах воспитания |
Послушать мысли и мнения учеников. | |
Осмысление нового материала(реализация урока) |
. Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской области в 1905 году. Умер в 1994.Его жизнь вместила целую эпоху. Ему было 12 лет, когда произошла революция 1917 года. В 15 лет столкнулся с бойней гражданской войны; в в 36 лет пережил Отечественную войну. На его памяти и коллективизация, и страшная эпоха культа личности Сталина, и нынешняя наша перестройка. Агроном по образованию, Троепольский отдал 25 лет возделыванию воронежских земель. Когда ему было уже 48 лет, вышла его первая книга «Записки агронома» , а потом он отдал предпочтение писательской судьбе- его рабочим местом стал письменный стол. Мировую известность принесла ему книга о Белом Биме, которую прочитали люди и в Европе, и в Японии, и в Китае… Повесть о Биме Автор назвал «трагическим романом о собачьей жизни». Но более всего писателя, однако, интересуют люди. На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?» О ком эти слова? «Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна) Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная) «Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный) Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика) 1) Работа по тексту - Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133. (Выборочное чтение) - Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича? - Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима? - Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал? (Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны) 3)Анализ прочитанного -Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима? -Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок) -Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня) -В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной) -Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок? -Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича? -Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима? -Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые) 4)Беседа по содержанию -Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда) -Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет) -Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне? (Просмотр фрагмента гибели Бима) -Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди) -Какая душа была у этих людей? (чёрствая) -Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей) Работа по вариантам: 1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял? 2 вариант «Эх ,если бы Бим был человеком..»
У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие Равнодушие-безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру. Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо. Синонимы апатия, чёрствость ,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.
|
Обсуждение в группе. Выступление спикера. Рассуждая, делают выводы. Дети учатся анализировать.. | |
Закрепление материала |
1 группа “Лучшие минуты Бима и его хозяина”
2 группа“Роль пейзажа в повести”
3 группа“Суровый мир, с которым столкнулся Бим”
2 группа“Кто помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?” (Звучит музыка). -Какие чувства у вас вызвала эта история? -Какой эпизод повести взволновал вас больше всего? -Почему повесть так названа? -Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима? - Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.
|
Ученики учатся критически мыслить. Защищают постер. | |
Итог урока.
|
Круг «От сердца к сердцу» Учащиеся вместе с учителем исполняют «Песню о природе» И. Воронцовой под фонограмму. Песня о природе Природа, я иду к тебе С душой и сердцем обнаженным. Прими, пожалуйста, любя. Хочу быть заново рожденным! Природа, матушка моя, Твои исполню повеленья. За все грехи прости меня – Возьми, как детку, на колени. В объятиях живой воды Хочу понять любовь вселенной, Что согревает даже льды И миру шлет свой свет нетленный. Мне силы подари, Земля, А чистый Воздух – откровенье! И будут, в тишине звеня, Слышны души моей капели. Природа, матушка моя, Твои исполню повеленья. За все грехи прости меня – Возьми, как детку, на колени |
Учащиеся вместе с учителем исполняют «Песню о природе» И. Воронцовой под фонограмму. Песня о природе
| |
Рефлексия |
Стратегия «Эссе» Мои ощущения от урока . Мои ощущения от произведения. Что мне этот урок дал для жизни? |
Написать эссе | |
Домашнее задание |
Выучить наизусть стихотворение. |
Дети должны выучить стихотворение. |