Тема |
Провописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонение Урок 32 | |||||||||||||||||||||||||||||
Цель |
на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoгогласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1 склонения). Задачи: создать условия для развития умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму; содействовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, выработке орфографической зоркости, наблюдательности; обеспечить воспитательную среду для формирования стремления к познанию русского языка.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемый результат |
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | |||||||||||||||||||||||||||||
|
Ход урока
| |||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. |
«Каждый деньжизни прибавляет частицу мудрости». - Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое). Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы. | |||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний учащихся. |
Предлагаю провести интеллектуальную дуэль (ученики выбирают помощников). Отвечать четко и кратко. 1. Что называют именем существительным? 2. Как изменяются имена существительные? (число, род, падеж, склонение) 3. Что такое изменение по падежам? 4. Сколько падежей в русском языке? 5. Сколько склонений имеют имена существительные? 6. Какие существительные относятся к 1 склонению? 7. Что значит, поставить существительное в начальную форму? 8. Кого? Чего? Это вопросы … 9.Слово-помощник для определения В.п. 10.Кем? Чем? Это вопросы… Проверим, насколько вы внимательны и как хорошо знаете правила орфографии. Назовите, какие буквы пропущены и как проверить орфограмму. Если я не буду на уроке кл..вать носом, считать в..р..н, бить баклуш.. , то всё п..йдёт как по маслу. . Актуализация опорных знаний Расшифруйте опорную схему, с которой мы работали на прошлом уроке.
· Проговаривание правила написания безударных окончаний имён существительных Безударное окончание можно проверить с помощью существительного того же склонения с ударным окончанием.
| |||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной цели, определение темы урока. |
На доске две группы слов: (записываем, определить падеж, поставить ударение)
ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__ ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___ НА СТЕН__НА УЛИЦ___
- Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором -безударные). - Каки окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные) - Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное). - Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить склонение, падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием). - Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных. - Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных». | |||||||||||||||||||||||||||||
Исследовательская работа |
Ставлю существительное в нач. форму – что? трамвай. Определяю склонение – 2 скл. Подбираю сущ. 2 скл. – день. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? дню. Пишу в проверяемом слове окончание –ю. Ставлю существительное в нач. форму – что? изгородь. Определяю склонение – 3 скл. Подбираю сущ. 3 скл. – печь. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? печи. Пишу в проверяемом слове окончание –и. Ставлю существительное в нач. форму – что? библиотека. Определяю склонение – 1 скл. Подбираю сущ. 1 скл. – трава. Ставлю проверочное слово в форму Д.п. – дать чему? траве. Пишу в проверяемом слове окончание –е. ¾ Какие слова-помощники подбирали другие ученики? ¾ Допустили ли ошибки при выполнении задания?
Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски). Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа).Поставить ударение, выделить окончания. -Какие выводы вы сделали? Повторим еще раз. На доске:Таблица: Все падежи с окончаниями. Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные). | |||||||||||||||||||||||||||||
Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление
|
- Как проверить безударное окончание имени существительного? (работа с памяткой на стр.52 в РТ)
Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места). ИЗ ИЗБУШК__ НАУЛИЦ___ ПО КОМНАТ___ | |||||||||||||||||||||||||||||
Физпауза «Найди ошибку» |
· Именительный падеж употребляется с предлогами. · У сущ 1склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания. · В В.п.словом-помощником является слово « горжусь\творю» · У сущ. 1 скл.В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают. | |||||||||||||||||||||||||||||
Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных. |
Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинки. Чистописание. Словарная работа мо ом та ат гра арг
| |||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия урока. |
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа. · - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем? · Что мы с вами уже вспомнили? · С какими трудностями столкнулись? · Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён существительных? · Закончите фразу: В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется …. · Где вы будете применятьполученные знания? ДЗ упр. |