Классный час
"Дети войны"
|
Подготовила и провела:
Фролова Марина Ивановна-
учитель начальных классов
Цель: формирование
у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, сочетающих в себе
патриотические качества, гуманное отношение к миру.
Задачи:
1.Способствовать
пониманию роли подвига детей в годы ВОВ.
2.Задуматься
об отношении к историческому прошлому нашей Родины.
3.Развивать
потребность в сопереживании,
понимании событий, происхо-дящих в
государстве и обществе.
4.Воспитывать
чувство интернационализма
и патриотизма, гражданственности.
Форма проведения: внеклассное
мероприятие..
В ходе проведения мероприятия освещается тема участия детей в
работе тыла, в военных действиях. Для
музыкального сопровождения взяты песни, связанные с фрагментами сцен.
Оборудование: компьютер, мультимедийная
доска, стихи,.
Оформление:
·
Рисунки детей о ВОВ.
·
презентация «Дети войны».
·
выставка книг о ВОВ.
Предварительная работа:
1. Поиск материала по теме, музыкального сопровождения и
подбор стихотворений;
2. Компоновка собранного материала и оформление;
3. Чтение
произведений и разучивание стихотворений, посвященных Великой Отечественной
войне;
4. Изготовление презентации.
Ход мероприятия:
На доске тема
и эпиграф классного часа.
«Дети войны».
У войны не детское лицо.
Танец в исполнении девочек старшеклассниц «Дети войны».
Учитель: -Здравствуйте, уважаемые гости, учителя нашей школы и, конечно, ребята. Сегодня мы вспомним с Вами тех, кому
выпало родиться в несчастливое для нашей страны время, время ВОВ. Мы не ставим
сегодня цель рассказать о каких-то конкретных исторических лицах, о конкретных
именах. Сегодня мы вспомним всех тех
малышей, детей, подростков, которые погибали и выживали в эти страшные годы.
Кто они? Как сложилась их судьба?
А поможет нам в этом презентация, которая так и называется «Дети войны»
Презентация «Детство, растоптанное войной».
- Вдумайтесь в эти цифры… Во время Второй
мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Около миллиона детей
остались без родителей.
-Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они
находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в
целую войну.
Ребята,вы была на экскурсии в нашем школьном музее. Во время экскурсии Олешкевич А. Р.
Познакомила вас с историческими событиями ВОВ, участниками которой были ваши
прадеды. Многие из них легли на полях сражения. Многим посчастливилось вернуться
домой.
Б. Копалыгин «ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЛДАТА»
Разнёсся слух среди ребят,
Что в детский дом пришёл солдат.
А это значит — наконец
Счастливым станет кто-то.
На сто ребят один отец.
Домой вернулся с фронта.
И защемило сто сердец:
А вдруг — ко мне!
А вдруг — отец!
Егорка год уже носил
В кармане похоронку —
И тот, я вижу, припустил
За всей гурьбой вдогонку.
Ахмет толкал кого-то в бок,
Застряв между столами,
И я в толпе, как только мог,
Торил проход локтями.
А он всего-то был один
Из сотни нас счастливый сын…
К нам от ворот спешил
солдат
Широкими шагами
И на ходу толпу ребят
Прощупывал глазами.
С какой тревогою по нам.
Тот взгляд святой метался,
По всем прошёлся пацанам
И…
И не задержался…
Но, громыхая по крыльцу,
За дедом-хлеборезом,
Серёжка Кравченко к бойцу.
Вдруг, застучал протезом.
И через столько злых годин
Тревог, разлук, бомбёжки.
Впервые крикнул:
— Папка! —
Сын.
А тот: — Сынок! —
Серёжке.
Солдат прошёл огонь и дым.
Окопы и тревоги.
Солдат остался невредим,
А вот сынишка перед ним.
Серёжка… Одноногий.
К глазам передник поднесла.
Наш повар тётя Настя
И почему-то назвала
Всё это словом — Счастье!
Учитель:
-
Биографии этих людей бесценны, потому что, глядя на наших ветеранов ВОВ, мы не
можем быть хуже, мы не можем подвести тех, кто помогал одерживать победу в
войне. Эти люди живут в наших сердцах и сейчас мы в ответе за то, что они
подарили нам жизнь.
-
Ребята, скажите, а что самое страшное на войне? (ответы детей)
- Да,
самое страшное на войне – это смерть, и к ней невозможно привыкнуть.
- Сценка в исполнении ребят класса.
Мать.
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты, где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын.
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
И если мальчишки придут,
Скажи
им, что я не струсил.
Мать.
Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын.
Ах, мама, другой- ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
- Язык цифр скуп… Но все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве этой войны по 1 минуте молчания,
то нам пришлось бы молчать примерно 26 миллионов минут – это 49,5 лет!!!
-Сегодня я предлагаю почтить минутой молчания тех, кого замучили, расстреляли, сожгли и заживо погребли, кого
не пощадила война. В честь памяти 13 миллионов детей, погибших на войне,
давайте зажжём свечу памяти и почтим их минутой молчания.
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Спасибо всем. Пока мы помним этих людей, они живы. А, значит, мы не должны забывать и о
самой войне, чтобы знать, к чему она может привести.
В память о тех, кто воевал, кто жил и рос - в годы ВОВ мы проведем конкурс
чтецов.
Дети читают стихи:
Чтение стихотворения.
День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Дедушкины друзья
Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.
Я молча рядышком сижу,
Не кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.
Что за праздник?
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день?
(Н. Иванова)
Что такое День Победы
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
(А. Усачёв)
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Учитель: Много стихотворений и рассказов, повестей написано о ВОВ,
о детях, участниках ВОВ. Об этом вам расскажет библиотекарь школы Василаки Л.И.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны,
Были настоящими героями!
Р.Рождественский.
Учитель:
- Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной
тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое,
не отопленное жилище и скудный военный паек… нам трудно поверить, что
человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон…
Об окопах и траншеях,об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам,
художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Наше детство — счастливое
и безоблачное. Мы не знаем, что такое голод, холод, лишения…
Для нас война –история. Но мы обязаны знать и помнить самые страшные ее страницы... Скажите, а
мы с Вами можем что-то сделать, чтобы сохранять мир? (Ответы учащихся)
- Самое главное, что Вы можете – это сохранять память в своих душах, сердцах.
Заключение. Сегодня мы с Вами живём в мирное время, и нам, взрослым, хочется, чтобы так было
всегда, чтобы сияли и горели Ваши ясные глаза, чтобы Вы всегда улыбались, чтобы Вы не знали горя, страдания. И закончить наш классный час мне хотелось на позитивной нотке – провести акцию – исполнить песню из кинофильма «Белорусский вокзал».