«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Бектау ауылының жалпы орта бәләм беретін мектебі» комуналдық мемлекеттік мекемесі
Комунальное государственное учреждение "Обще образовательная школа села Бектау отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Духовное наследие партии «Алаш» и ее преемственность

02.12.2017

Духовное

наследие партии «Алаш» и ее преемственность

 

Бродинская С.В.

Магистр педагогических наук

Аспирант ОМГА 2 курс

Бектауская средняя школа

Акмолинская область

Шортандинский район

с. Бектау

 

 

Формирование казахской национальной интеллигенции, в нашем современном понимании, которое мы относим

ко второй половине ХІХ– начала ХХ вв., обуславливалось рядом социально-экономических, культурных и политических факторов. Наиболее важными из них являются: экономическая отсталость Казахстана, где преобладало кочевое и полукочевое хозяйство, слабо развитие земледелия, промышленности, транспорта, торговли и крупных городов с населением свыше 50 тыс.чел. и т.д. Отсюда и культурная отсталость Казахстана, о чем ярко свидетельствуют данные переписи1897 г., когда уровень грамотности населения Средней Азии и Казахстана достигал всего 6%, среди мужчин10%, женщин– 3%, а среди мусульманского населения – 6,7%,

мужчин– 1,1% у женщин. Среди казахов этот уровень был еще ниже–2,7%, в том числе в Уралской области– 4,9%, Акмолинской– 3,4%, Тургайской– 3,2%,Семипалатинской– 2,9%, Семиреченской– 1,8%, Сырдарьинской– 1,3% [1]. В социальном отношении в Казахстане преобладали казахские шаруа, переселенческое крестьянство и казачество. Казахские шаруа являлись наиболее отсталым как в введении сельского хозяйства, где преобладали отсталые формы скотоводства, так по уровню культуры и т.д., а национальная буржуазия, формирование которой так и не завершилось к октябрю1917 г., была слабой и не самостоятельной социальной силой, а ее представители находились на службе у колониальной администрации в качестве чиновников и т.д. Колониальный Казахстан, как утверждал известный ученый П.Г.Галузо, страдал не столько от капитализма, сколько от его неразвитости в регионе,

которого царская Россия использовала как рынок сбыта товаров и источников сырья промышленно развитых центров метрополии. Отсюда слабость освободительного движения против национального, политического и социального гнета. Все это привело к политической отсталости казахского населения, к его пассивности в борьбе за

свои права, за национальное освобождение, социально-экономический и политический прогресс, создание  политических партий, общественных движений, профсоюзов и т.д. Именно в таких условиях шло

формирование национальной интеллигенции в Казахстане, которая была отнюдь неоднородна по своему социальному составу и политическим взглядам. Этот вопрос рассматривается в рамках празднования 100-летия движения «Алаш», и является актуальным.

Движение Алаш  и Автономия Алаш-Орда являются брендом казахстанской истории, деятельность и персоналистику которого нельзя не заметить и обойти молчанием. Это было первое самостоятельное автохтонное

общественно-политическое самовыражение и этнополитическая идентификация через автономизацию казахского общества. Значимость и содержательность вклада лидеров национального движения неоценимы, ввиду эпохальности и масштабности исторических событий, в гуще которых они оказались [1].

Деятели «Алаш» и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили

фундамент казахской государственности. Сегодня мы, сами того не подозревая, живем в том государстве, границы которого в начале 1920-х годов были примерно очерчены участниками Алаш Орды. Алашские лидеры приняли активное участие в процессе национально-территориального размежевания Средней Азии и воссоединения

казахских земель. Представители алашской интеллигенции А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а также национал-коммунисты С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С.Сейфуллин, С. Асфендияров, С.Садвокасов, Н. Нурмаков и другие прилагали все

усилия для обеспечения целостности казахской территории [2].

Казахские интеллигенты того поколения были людьми высокого порыва и самопожертвования, формировавшими мировоззрение своей эпохи. Они являются для нас, современников, поистине безусловным образцом

нравственности, бескорыстия и преданности нацио­нальному и гражданскому долгу.

Алихан Букейханов (1870-1937  гг.), являясь лидером партии, был поистине легендарной

личностью казахского народа, он стал символом стремления к независимости, в

этом, наверное, и заключается его значение как политика.

Позже лидер Алаш Орды Алихан Букейханов проникновенно писал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей родины, для меня судьба ее превыше всех благ… Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится». Деятели движения «Алаш» боролись за обретение государственности казахов. «Наша цель – предоставить возможность самому народу решать свою судьбу. Только добившись автономии, народ

возьмет судьбу в свои руки», – подчеркивал Жанша Досмухамедов.

Сближение А. Букейханова с прогрессивно мыслящей русской интеллигенцией, формирование его политических взглядов, активная публикаторская деятельность способствовали росту его авторитета в казахской степи, возвели его в статус пассионарной личности казахского народа. Помощник начальника Омской городской жандармской управы назвал Алихана Букейханова «главным руководителем, оказывающим огромное влияние на киргизскую степь...» [3].

«Основная цель, которой руководствовались при создании партии «Алаш», была судьба казахского народа,

создание независимого государства наравне с другими развитыми высококультурными народами, обладающими богатством территории и государственностью», – отмечал Алимхан Ермеков.

Алашские деятели подняли национальное самосознание народа на государственный уровень. Партия «Алаш»

стала первой политической организацией казахов, разработавшей комплекс мер для решения проблем общества того времени. Основной идеей алашординцев было единство народа, и этот лозунг актуален и по сей день. В чрезвычайно экстремальных условиях того времени алашординцы проявляли исключительную гибкость, в то же время они были принципиальными политиками. Основными целями движения «Алаш» являлись создание системы государственного самоуправления, отстаивание права народа на национальное самоопределение, модернизация

казахского общества с использованием передового мирового опыта [2]. В своей книге «В потоке истории» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш Орды: «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, выдвинувшая идею национальной консолидации. …Сам факт создания национальной политической организации в нашей отечественной истории не до конца осознается. Тем более, что многие положения, в свое время выдвинутые руководителями партии «Алаш», сохраняют свое значение и поныне. Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптациюк современным реалиям» [2].

Как известно, история не дала партии «Алаш», Алашской автономии и ее правительству Алаш Орде возможности осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности на основе единства всех слоев народа. Отвергая насилие, отрицая классовую природу государства, алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе. Вынужденные в сложившихся обстоятельствах победы советской власти признать ее, и приняв предложение большевиков о работе в государственном аппарате, бывшие деятели Алаш Орды стремились придать советской власти национальное содержание, приблизить к интересам коренного населения.

Деятели партии «Алаш» были высокообразованными людьми, истинными эрудитами, обладавшими глубокими

познаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. Многие лидеры движения «Алаш» были не только правозащитниками, политическими и общественными деятелями, но и крупными просветителями, публицистами, издателями газет и журналов, мыслителями, поэтами, педагогами, авторами научных исследований, книг и учебников. Алашординцы и близкие к ним по духу казахские интеллектуалы и творческие деятели не были ограничены в своих национальных рамках, как раз наоборот – все они были людьми глубоко просвещенными и многогранно талантливыми, открытыми, чуждыми любой замкнутости. Ведь многие из них окончили

передовые учебные заведения России, а также ряд из них – и зарубежные учебные заведения (Германии, Польши, Турции и др.). Они были непревзойденными публицистами, организовали выпуск ярких газет и журналов – печатных органов правительства Алаш Орды. Деятели «Алаша» были феноменами, рождающимися раз в столетие. Каждый из них был маяком, светочем для народа [2].

Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Казахские

интеллектуалы многое сделали в изучении и пропаганде национальной истории, культуры и традиций народа.

«Зарю свободы увидят наши потомки», – мечтали алашские лидеры. Выпуская в эмиграции юбилейный, сотый номер «Яш Туркестан», Мустафа Шокай в 1938 году, веря в свою мечту, призывал родной народ

к единству и независимости: «…Взойдет солнце освобождения и независимости, и мы, скромные борцы,.. будем на родной земле, среди родного народа». Сегодня, в условиях независимости, с особым смыслом воспринимаются гениальные слова Мустафы Шокая: «Национальная свобода есть следствие национального духа. А национальный

дух растет и приносит свои плоды при наличии национальной свободы и независимости» [2].

Мечты алашских лидеров сбылись. Идеи и идеалы, положения и принципы, выдвигавшиеся поколением казахской

интеллигенции начала ХХ века, сохраняют свое значение и востребованы поныне.

Успешно противостоять новым вызовам времени в условиях внутренних и внешних

угроз, кризиса ценностей цивилизации, отстоять интересы нации – обязанность

нынешних поколений. И хотя каждое время ставит новые задачи, но идеи «Алаша»

продолжают жить и вновь напоминают о себе в период кардинальных изменений в

стране. Это равноправие, общественное согласие и мир, культурный прогресс нации,

государственный язык, привлечение не только элиты, но и широких масс к делам

управления государством. В контексте своего времени алашординцы призывали к

качественному обновлению нации, рывку к прогрессу. И сегодня востребованы такие

же известные в истории честь и отвага поколения интеллигенции 20–30-х гг.

прошлого века. Современное общество нуждается в новаторских идеях и

мировоззренческих ориентирах, в лидерах, которые способны мыслить оригинально и

действовать нестандартно.

Ныне, в условиях независимости, мы наблюдаем преемственную взаимосвязь между идеями первых казахских

интеллектуалов прошлого века и современностью. Стратегия национального прорыва

продолжается в инициативах, идеях и деятельности Первого Президента

независимого Казахстана и затрагивает все сферы общественной жизни, внутренней

и внешней политики государства. В одном из своих выступлений Президент Н.

Назарбаев, с начала 1990-х годов предложивший идею создания Центрально-азиатского

союза, упомянул, что идею единства центрально-азиатских государств впервые

выдвигал Мустафа Шокай. Идея предков о единстве тюркских народов воплощается

сегодня в деятельности Совета тюрко­язычных государств, созданного в 2009 году [2].

Казахские интеллигенты всегда проявляли заботу о судьбе национального, родного языка, как не только

культурном, но и политическом атрибуте нации. Вопрос развития государственного

и других языков сегодня, как и век назад, является актуальным для суверенного

Казахстана. Сейчас первостепенной задачей казахстанского общества является

освоение государственного языка и переход на латиницу. «Перед нами во всем

величии вырастает вопрос, вопрос о самостоятельном существовании казахского

народа. Для того чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми

силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре; для этого мы

первым делом должны заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не

нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот

народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу»,- говорил Ахмет

Байтурсынов.

Алашская идея, рожденная в начале ХХ в., продолжает служить интересам современного независимого Казахстана. Пройдет время, но в потоке истории придут новые поколения, которые, несомненно будут

помнить достойное и великое наследие общественной мысли и духовного опыта

алашской интеллигенции. Эту память и взаимосвязь будет поддерживать

казахстанский народ на всем протяжении своего существования.

Современная история –история суверенного государства - Республики Казахстан. Это итог

деятельности и прошлых достижений наших предков, мечтавших именно о такой форме

независимости, высокий уровень жертвенности за идею, за народ, за ее будущее. Это

высшая степень гражданского патриотизма, это пример для подражания

подрастающему поколению казахстанской молодежи. Значимость истории Алаш как

одного из самых замечательных страниц прошлого нашего государства неоценима.

 

Список использованной литературы:

1.    Алаш Орда. Сборник документов. Сост. Н.

Мартыненко. - Алма-Ата, 1992.

2.    Ж. Кыдыралина,  http://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/ot-alash-ordi-k-nezavisimosti-kazahstana-preemstvennost-idei/

3.    А.С.Жанбосинова, Краткая энциклопедия из

истории Алаш и Алаш орда, - Усть-Каменогорск, 2013

 

Просмотров: 1636

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст