«Ақмола облысы білім басқармасының Шортанды ауданы бойынша білім бөлімі Бектау ауылының жалпы орта бәләм беретін мектебі» комуналдық мемлекеттік мекемесі
Комунальное государственное учреждение "Обще образовательная школа села Бектау отдела образования по Шортандинскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

   

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

02.05.2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ПРОЦЕССЕ

АДАПТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

С.В.Бродинская

 

Омская гуманитарная академия,

 

г.Омск

 

В законе РК «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.05.2011 г.) в

статье 1 обозначено что, профессиональная

ориентация - предоставление информации и консультационной помощи обучающемуся в

реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей,

свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с

профессиональными интересами, индивидуальными способностями и

психофизиологическими особенностями [1].

В статье 16 значится: общеобразовательные учебные программы основного

среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы

наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического

общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию [1].

В статье 12 обозначено одной из задач системы образования «обеспечение

профессиональной ориентации обучающихся [1].

Понятие адаптации заимствовано гуманитарными дисциплинами

из естественных наук, в частности из биологии, где оно употреблялось при

изучении взаимодействия живых организмов с окружающей средой (Ламарк, Ч.Дарвин

и др.). Результатом процесса биологической адаптации считались полезные

изменения организма, возникающие путем реакций на действия среды. В последствие

процессы адаптации изучались в психологии, находили свое отражение в

педагогике, теории управления и других гуманитарных областях знания.

Психологическая картина адаптации человека раскрывается в работах Б.Г.Ананьева,

Г.А.Балла, М.Я.Басова, М.М.Безруких, М.Р.Битяновой, Е.А.Климова, И.Л.Левиной,

А.Н.Леонтьева, М.В.Шамардиной и др. Процесс адаптации выступает основанием для

построения педагогической действительности в адаптивных школах, что нашло

отражение в работах М.Варгамяна, Н.А.Зарубы, Н.П.Капустина, Е.А.Ямбурга и др. [2,

97].

Процесс адаптации пронизывает индивидуальное

образовательное пространство, выступает его неотъемлемой составляющей, как

психологическое развитие учащегося, его социализация и образование в целом.

Процесс адаптации конкретного учащегося, его обеспечение и организация, в свою

очередь будут зависеть от индивидуальных характеристик школьника, от среды с

которой он взаимодействует, а значит от того индивидуального образовательного

пространства, в котором адаптация школьника протекает [2, 97].

В соответствии с вышесказанным, под

адаптацией мы будем понимать процесс достижения внутренней и внешней гармонии

при взаимодействии человека со средой, в частности адаптированность

старшеклассника к будущей профессии [2, 97].

В процессе адаптации при достижении гармонии происходит

преодоление внутренних и внешних конфликтов, решаются проблемы, что позволяет

нам говорить о неразрывной связи, о существенном пересечении области процессов

адаптации и развития. Мы приходим к пониманию адаптации, рассмотренному в

исследованиях проблемы социально-профессиональной адаптации (Л.И. Кундозерова,

С.М. Редлих, А.Н.Ростовцев). С их точки зрения, «Адаптация – это всегда начало

определенного периода развития, она относительно скоротечна, поэтому процесс

социально-профессиональной адаптации целесообразно рассматривать как процесс

развития, но за сравнительно короткий промежуток времени». Аналогичной точки

зрения придерживается В.А.Комаров, утверждая, что «личностное и

профессиональное развитие есть не что иное, как непрерывная череда адаптаций»

[2, 97].

В исследовании рассматриваются педагогические условия в

процессе адаптации старшеклассника к будущей профессии, сфокусируем свой взгляд

на профессиональном самоопределении старшеклассников, трудностях, которые

возникают на пути у них при выборе профессии, и формах работы школы и семьи в

организации мягкой адаптации выпускников при их дальнейшем трудоустройстве.

Обобщив

определения, можно констатировать, что профессиональная ориентация – это не

только выбор профессии, но и включение личности в социум, ее самоопределение,

удовлетворенность собственной значимостью, способность приносить пользу своим

трудом государству. На Рисунке 1

представлена модель профориентации средней школы.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

 

СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ПРОФПОДГОТОВКА

 

ДИАГНОСТИКА

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ИНФОРМИРОВАНИЕ

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

 

Примечание: [3, 169].

Рисунок 1. - Модель организации профессиональной ориентации

Профориентационная работа в Казахстане находится пока еще на

начальном этапе развития. Хотя и осуществляются разного рода попытки внедрения

и разработки программ и планов профориентационной работы, например, Этно-мемориальным

комплексом «Карта Казахстана «Атамекен», открытым по инициативе Президента

Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, учредителем которого является акимат

города Астаны, разработаны специальные программы экскурсий профессий. На

экскурсиях старшеклассники могут познакомиться с разными сферами бизнеса и

разными профессиями. Программа разработана совместно с лучшими в своем деле

компаниями и профессионалами, которые влюблены в свою работу. На сайте

этно-мемориального комплекса имеется возможность пройти тест по поиску

профессии, наиболее соответствующие складу характера и интересам, выбрать вуз,

наметить возможные варианты карьеры и обсудить свои планы с экспертом [4].

Профориентационные форумы, организуемые ежегодно ОФ «Современное

образование» предоставляют реальную возможность узнать немного ближе взрослую

жизнь, дотронуться до мечты, определить дальнейший

путь или понять, стоит ли уже выбранная цель того, чтобы отдать ее

достижению все силы. И не случайно практически на каждом форуме ребят ждет

сюрприз – специально приглашенные эксперты в сфере образования, талантливые

студенты, которые могут поделиться личным опытом и рассказать то, о чем молчат

официальные источники, и даже... звезды казахстанского шоу-бизнеса [5, 96].

Кроме того, во многих

городах Казахстана организуются выставки учебных заведений, а в Дни открытых

дверей учащимся предоставляется возможность

прийти вместе с родителями и пообщаться с представителями приемных комиссий учебных

заведений, задать интересующие вопросы, получить компетентный ответ и возможность

определиться с правильным выбором профессии и конкретного учебного заведения

(ВУЗа или колледжа), в котором выпускники продолжат учебу после окончания

школы, , взять буклеты и контактные данные. Там же, в учебных заведениях,

молодые люди и их родители могут ознакомиться со стендовой информацией. А по

телефону учебного учреждения услышать консультацию по дальнейшему выбору

профессии [6,

22].

Многие

вузы организуют различного рода PR-компании, выезжая по

отдаленным районам и посещая городские школы, где педагоги доступно

рассказывают о факультетах ВУЗа, материально-технической базе, условиях

поступления. Сдавая ЕНТ, выпускники уже заочно знакомятся с учебным заведением,

его педагогами. В настоящее время не иметь специальности – это показатель

никчемности молодого человека. Но, к сожалению, имеет место быть безработица,

которая возникает тогда, когда дипломированный специалист не может найти себе

работу.

По оценке агентства РК по статистике, в январе 2013

года уровень безработицы составил 5,4 процентов от экономически активного

населения,

передает BNews.kz. со ссылкой на информацию пресс-службы ведомства [6, 16].

«Численность безработных

в январе 2016 г., по оценке, составила 486,3 тыс. человек, уровень безработицы - 5,7%.

Официально на конец января 2016 г. зарегистрированы в органах занятости

Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан - 98,9

тыс. человек», - говорится в сообщении.

Всего по данным агентства

РК по статистике, в экономике республики в январе 2016 г. были заняты 8,5 млн.

человек. И эта цифра не изменилась по сравнению с предшествующими годами.

Относительно аналогичного периода прошлого года их численность увеличилась на

51 тыс. человек или на 0,2%. Численность наемных работников в указанном периоде

составила 635,6 тыс. человек (68,9% от общего числа занятых).

Однако, несмотря на

такую развернутую профориентационную работу и низкий уровень безработицы, в

Казахстане, по данным Центра

бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований Bisam Central Asia, неутешительна картина удовлетворенности населения различными

аспектами трудовой деятельности [6, 17].

Одним из условий преодоления указанных сложностей и, следовательно, правильного

выбора профессии является профориентация,

представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий,

направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями,

склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах [7].

Как показывает опыт работы с детьми в вопросах

профориентации, данную работу необходимо начинать уже с младших школьников,

многие психологи рекомендуют работать с детьми в данном вопросе, начиная с

десяти лет.

Итак,

говоря о профориентации, стоит сказать о пубертатном периоде, который

начинается в подростковом возрасте ребенка, начиная с 10-11 лет. Поэтому работу

в данном направлении необходимо активизировать именно в этот период [6, 27].

Одним из условий преодоления сложностей и, следовательно, правильного

выбора профессии является профориентация,

представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских

мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в

соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в

специалистах [7,

112].

Также

следует учесть необходимость своевременного выявления и коррекции черт

личности, которые могут препятствовать профессиональному становлению, вызвать профессиональную деформацию личности - переоценку своих профессиональных подходов и ценностей, нечувствительность к иным

социальным и профессиональным позициям, конфликтность в отношениях с другими, формирование специфической профессиональной

этики, обслуживающей узко-личные устремления [6, 28].

Своевременное выявление и

коррекция черт может успешно осуществиться не в старших классах, а подростковом

возрасте. И начинать активно проводить профориентационную работу необходимо

планомерно и регулярно с 10 лет.

При собеседовании с учениками многие

школьники не имеют ни малейшего представления о современных специальностях, о

их трудностях и наоборот приоритетах.  В

основном, все выбирают профессию из-за ее престижа, высокой заработной платы.

Если в советских школах на уроке «Этика и психология семейной жизни»

затрагивались вопросы выбора профессии, то сейчас в казахстанских школах нет

такого предмета, а на уроке «Самопознание» лишь изредка учитель расскажет о

профессиях, которые есть в мире. Разве этого достаточно, чтобы молодые люди

легко и быстро определились с выбором? Поэтому необходимо ежегодно проводить

«Неделю профориентационной работы», где нужно организовывать деятельность

нескольких служб: «Психологическая», «Педагогическая», «Школа вожатского

мастерства», «Военное дело», «Вкусные истории», «Дизайнерская работа».

Не все школы понимают значимость данной работы, отводя

профконсультантам минимум времени для презентации учебного заведения,

проведения тестирования, так как выпускники очень занятые люди: ЕНТ,

консультации по подготовке к ЕНТ. Посещение же мероприятий, проводимых вузами и

колледжами, – это отдельный вопрос, который требует со стороны

профконсультантов стойкости и выдержки, так как желание принять участие в

данных мероприятиях общеобразовательные учреждения проявляют с большей

неохотой. Средним учебным заведениям проще отвести полчаса профконсультантам на

презентацию колледжа или вуза в школе. Однако профориентационная работа,

осуществляемая учебными заведениями является недостаточной, так как реализуют

профработу вузы и колледжи чаще всего руководствуются количеством привлечения

абитуриентов на обучение в свои учебные заведения, и профориентация чаще всего

направлена на выпускников школ, ставя прежде всего перед собой следующие задачи

и виды деятельности профцентров:

-организация подготовительных курсов для абитуриентов

по предметам единого национального тестирования и комплексного тестирования;

-подготовка рекламных буклетов, агитационных плакатов

о приеме студентов в университет;

-подготовка и размещение в средствах массовой

информации рекламы о правилах приема в университет;

-организация и проведение «Дня открытых дверей» для

выпускников школ и колледжей;

-организация приемной комиссии;

-формирование студенческого контингента, технического

персонала приемной комиссии университета, комиссии по приему творческих

экзаменов, комиссии по приему экзаменов в виде собеседования, апелляционной

комиссии, дежурных по аудиториям;

-комплектование документации и канцелярских

принадлежностей, необходимых для работы приемной комиссии;

-проведение инструктажа с сотрудниками приемной

комиссии;

-установка рекламных стендов и витрин в приемной

комиссии;

-сбор и обработка данных о ходе приема документов от

абитуриентов;

-зачисление абитуриентов на первый курс;

-подведение итогов приема студентов и составление

отчета о работе приемной комиссии.

-информирование об уровне образовательной деятельности вуза;

-организация и проведения совместно с факультетами и кафедрами

профориентационные мероприятия, в том числе выездные информационные лекции в

образовательных учреждениях;

-оказание

помощи в профессиональном самоопределении, с целью привлечения выпускников к

поступлению в университет.

-совместно с отделом по организации культурно-массовых мероприятий участие

в выездных профориентационных концертах и семинарах с целью ориентации учащихся

на поступление в университет.

-информирование абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей

университета, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в

СМИ[6, 29].

-выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых[8, 23].

-консультация

для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров

производственного обучения [9].

Подводя

итоги вышеизложенному, можно сказать, что профориентация школьников

является социально-экономической потребностью общества.

Работа по профориентации – очень сложный многоуровневый процесс, требующий

комплексного подхода.

 

Список литературы

 

 

1.Закон

Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями

и дополнениями по состоянию на 19.05.2011 г.)// СПС

«Юрист»

2.  Пономарев Р.Е. Адаптация старшеклассников в

образовательном пространстве школы.- Новокузнецк: НГУ, 2005.-97с.

3. Мазурова В. Л. Модель организации профессиональной ориентации учащихся с

разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического

партнерства МОУ ООШ № 5 г.

Качканар [Текст] / В. Л. Мазурова // Педагогическое мастерство: материалы

междунар. заоч. науч.

   конф. - М.: Буки-Веди, 2012. –

апрель. - С. 169-172

4. Карта Атамекен http://www.atamekenmap.kz

5. Профориентация в Казахстане

// Современное образование. – Алматы: Современное образование, 2011. - №1 (81). - С.96-98

6.Крюкова Т.В. Профориентационный тренинг как активный метод карьерного консультирования подростков. Дис.м.п.н. – Кокшетау:

РИО КУАМ, 2013. – 136с.

7.

Лукашевич Н. П. Психология труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И.

В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев: МАУП,

2004. - 112 с.

8. Рубрика: Психология: личность и бизнес. http://hr-portal.ru/article/osnovnye- metody-proforientacionnoy-raboty

9.Активные и пассивные формы профориентационной

работы. Официальный сайт отдела образования г. Караганды.

http://kargoo.gov.kz/content/view/67/3088

 

Просмотров: 297

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст